На выходных прочитал книгу малоизветсного классика — Олафа Стэплдона.
Название: Последние и первые люди: история близлежащего и далекого будущего.
Очень сильная вещь не смотря на 1930 год написания.
Интернет-поиски начал лишь после прочтения.
Удивило: Нашел автора в ссылках википедии в топике «Смысл жизни»
(топик пока не дописан)
Биография.
Уильям Олаф Стэплдон родился 10 мая 1886 года в семье Уильяма Клибберта Стэплдона и Эммелайн Миллер в небольшой деревушке Мерсисайд близ Уоласси (графство Чешир, Великобритания). Первые годы жизни провел в Египте (до 1893 года), где отец имел судостроительную компанию, затем учился в школе Эбботсхолм, получил степень бакалавра новой истории в Байольском колледже в Оксфорде в 1909 году и степень магистра в 1913.
Работает в Манчестерской начальной школе, с 1910 по 1913 в судостроительных офисах в Ливерпуле и Порт-Саиде. В 1911-12 по рекомендации отца работал экспедитором, потом возвращается к преподавательской работе. Преподавал на вечерних курсах при Ливерпульском университете. Когда началась война, четыре года служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции и Бельгии с июля 1915 по январь 1919 (оружие в руки брать отказался, так как был пацифистом). После войны, 16 июля 1919 года, женился на Агнесс Зине Миллер (1894-1984), своей двоюродной сестре из Австралии, которую он впервые увидел в 1903 г. В 1920 г. у них рождается дочь (Мэри Сидней Стэплдон) и в 1923 на свет появляется сын (Джон Дэвид Стэплдон). В 20-м году они переезжают в Западный Кэрби. В 25-м году Олаф защитил диссертацию по философии в Ливерпульском университете, где занял пост профессора психологии, философии и промышленной истории.
В 1930 году вышел его первый роман «Последние и первые люди: история близкого и далекого будущего», действительно представивший самую масштабную в фантастике историю будущего, охватившую двухмиллиардолетнюю эволюцию разума на Земле и в Солнечной системе. Позже Стэплдон написал романы «Последние люди в Лондоне», «Странный Джон», «Создатель Звезд», «Тьма и свет», «Сириус», «Из смерти в жизнь», «Разделенный человек», «Создатель туманностей» (не закончен).
После 1945 года он путешествует с курсом лекций и посещает Голландию, Францию и Швецию, и в 1948 он участвует в конгрессе по вопросам мира в Варшаве, Польша. В 1949 году побывал в США в качестве британского делегата Культурной и Научной Конференции Мира в Нью-Йорке. Скончался Олаф Стэплдон 6 сентября 1950 года от сердечного приступа.
Его работы повлияли на творчество таких писателей как Артур Кларк, Брайан Олдисс, Станислав Лем и Джон Смит.
В России изданы произведения «Последние и первые люди» и «Создатель звезд». Остальные на русский язык не переводились.
Фрагмент рецензии 1.
Станислав Лем в «Фантастике и футурологии» риторически провозгласил, что вся англо-американская фантастика «золотого века» питалась объедками со стола Степлдона. Если к «Первым и последним людям» приплюсовать «Создателя звёзд», как это сделали в серии «Philosophy», от такого вывода сложно отвертеться. Масштабом фантазии Степлдон переплюнул самого Уэллса, оставив поразительный литературный памятник своего времени.
Фрагмент рецензии 2.
А вот список фантастов, которые знали и высоко ценили эту книгу:
Пол андерсон, Джек Уильямсон, Джеймс Блиш, Альфрэд Ван-Вогт, Леон Спрэг Де-Камп, Фриц лейбер, Брайн Олдисс, Джон Пристли, А.П.Казанцев, А.Н.Стругацкий, Кордвайнер Смит, Герберт Уэллс,Гарри Гаррисон,Брюс Стерлинг, Джон Райт, Дж.Т.Зебровски,Станислав Лем,Клиффорд Саймак,Артур Кларк, Брин,Бенфорд,Грэг Бир… Много кто еще.
Кстати, Герберт Уэллс явно кое что позаимствовал из этой книги для своего сценария к знаменитому фильму «Облик грядущего» (рекомендую — не смотря на давность — 65 примерно лет — спецэффекты там крутейшие).
А Джеймс Блиш назвал в честь Стэплдона лайнер в сереале «Звездный Путь». :)
Фрагмент рецензии 3.
Роман-трактат Уильяма Олафа Стэплдона <Последние и Первые Люди: история близлежащего и далекого будущего> (1930) являет собой одну из самых загадочных и интригующих страниц в истории жанра научной фантастики XX века.
Написанная свыше 70-ти лет назад никому не известным ливерпульским профессором двухмиллиардолетняя история отчаянного поединка наших далеких потомков с враждебной Природой поначалу произвела сенсацию (восторженные отзывы Геберта Уэллса, Джона Пристли) сопровождавшуюся целой волной полемики в прессе, однако со временем, по мере устаревания футурологических прогнозов, была забыта настолько, что знаменитый историк жанра Кингсли Эмис в своем фантастоведческом труде <Новые карты Ада> (1960) не уделил ей ни единой строчки. На протяжении последующих десятилетий книга была известна разве что в среде писателей-фантастов, как зарубежных (Брин,Кларк,Лем,Олдисс,Саймак,Стерлинг), так и наших (Казанцев,Стругацкие), которые втихаря пользовались иной раз ею как: каталогом-справочником сюжетов и тем (а их там не одна сотня — одни генная и планетарная инженерии чего стоят!), что придало Стэплдону статус <подпольного классика> — автора, о котором все слышали, но мало кто читал. И уж совсем необычно истолковали футуристические откровения английского философа последователи , углядевшие в них завуалированное послание от космического сверх-разума заблудшему человечеству, благо загадочный пролог к книге дает к такой точке зрения некоторые основания:
Что же послужило причиной недавнего переиздания (как у нас, так и за рубежом) этого во многом устаревшего и полного несбывшихся пророчеств произведения? По всей видимости главным фактором, обеспечившим вспышку интереса к данной работе является неувядающая актуальность ее основной научно-философской посылки. Промахнувшись почти во всем, что касается близкого будущего (впрочем это <почти> включает в себя описание войны Германии и СССР, идею Евросоюза, развитие СМИ, всемирную американизацию и рыночные реформы в прежде коммунистическом Китае), Стэплдон ухватил главную тенденцию: история Человека — вовсе не триумфальное гегелевское восхождение по спиральной ковровой дорожке, а ,скорее, катание на американских горках, когда едва выбравшись из очередной природной или рукотворной ямы-напасти, вид Homo Sapiens снова попадает в лапы неумолимого рока, оказываясь со временем перед лицом глобальных катастроф все большего и большего масштаба и степени смертоубийственности. Но одной догадки мало — ее едва хватило бы на короткий рассказ. Заслуга Стэплдона еще и в том, что он умело скомпоновал многочисленные будущие ужасы (ядерный апокалипсис,нашествие разумных марсианских вирусов, генетическая инволюция, ледниковые периоды, вспышки на Солнце etc.) в особый, полный горечи и трагизма Миф о Человеке, обеспечив засчет драматичного развития сюжета жизнеспособность и убедительность своей конструкции, а также вписал в эту игру ума выдвинутые английскими философами-космистами (Холдэйн, Бернал) представления о месте Человечества во Вселенной и путях сознательного преодоления природного зла.
Все другие попытки создать нечто подобное были неудачными — их губило либо слишком детельное расписывание частностей, вследствие чего глобальные прогнозы терялись за ворохом несусветной фантастической чепухи («Галактики как песчинки» Олдисса), либо излишний гротеск (<Воспитание цифруши>, <Осмотр на месте> Лема, <Ошибка физиолога Ню> Маркова), позволявший обойти рогатки цензуры, но обедняющий произведение в плане сюжетопостроения и философского пафоса. Лишь у Стэплдона, жившего в свободной стране и опиравшегося больше на <высокую> литературную традицию Свифта-Фламмариона-Уэллса (<Путешествия Гулливера>,< Конец Мира>, <Машина времени>) , чем на штампы американского фэндома, можно найти то почти идеальное равновесие между развлекательным и познавательным началами, которое одновременно и <бередит душу> , и заставляет задуматься о чем-то более масштабном и глобальном, нежели сиюминутные заботы <о хлебе насущном>.
Отрадно, что хоть и с 74-х летним запазданием, наш читатель получил, наконец, возможность познакомиться с одним из краеугольных литературно-философских и ,без преувеличений, подлинно научно-фантастических сочинений XX века.
Фрагмент рецензии 4.
Стэплдон никогда не причеслял себя к американскому фэндому, но тем не менее был лично знаком с Г.Уэллсом, Дж. Оруэллом, Э.Ф.Раселом, Гарри Гаррисоном, Флетчером Прэттом.