В последнее время я довольно плотно подсел на аудио-книги. И дело не в том, что мне лень читать. Дело немного в другом…
За последние четыре года, как бы то ни было, я купил десятка два настоящих бумажныъ книг. Во-первых, я купил всю Темную Башню Стивена Кинга. В электронном варианте она почему-то мне так и делалась. Кроме этого купил несколько томиков уважаемых мной писателей – Терри Пратчетта, Филипа Киндреда Дика, Макса Фрая. Бумага — она есть бумага.
Но очень много книг за эти годы прочитал в электронном варианте с экрана ноутбука. Спасибо Либрусеку за то что он был, и проклятье Либрусеку за то, что он не умер сразу.
Дядьке Экслеру спасибо за обзоры книгочиталок. Я всё хожу и облизываюсь на девайсы типа “PocketBook 360”. Пока что душит жаба, особенно учитывая, что разнообразных железок у меня и так пруд пруди.
В чем прелесть аудио-книг на мой взгляд:
- Полный текст книги обрастает дополнительным эмоциональным материалом из голоса чтеца. Здесь конечно всё зависит от мастерства чтеца и того, насколько его восприятие книги близко собственному. Есть действительно хорошие работы, есть нормальные, и есть “не ахти”. Хороший чтец действительно усиливает впечатление.
- В процессе “чтения” можно заниматься примитивной деятельностью: ходить по комнате, пить и заваривать чай, перекусывать и прочее-прочее…
- Безусловно, чтение печатного эквивалента происходит в разы быстрее. Но здесь – это палка о двух концах. Дело в том, что если читать медленнее, то остаётся время для растягивания собственных ощущений (что-то вроде “смакования”).
- Относительная простота технического изготовления. Для подготовки аудио-книги “с нуля” нужны сама книга, чтец и нормальный звукозаписывающий компьютер в тихом окружении. Обработка относительно проста – подчистить звук, разбить на главы, перевести в приемлемый формат MP3 (ну или AAC) от максимального для голоса CBR192 к вполне приемлемому VBR V7 и почти терпимому VBR V9. Затем проставить теги и подготовить образ для распространения. Особой рекламной кампании аудиокниги не требуют – вышедшая бумажная книга делает основную часть работы. Издание на CD обходится дешевле. А вот цифровое распространение – отдельная тема.
А теперь к техническим аспектам самого слушания:
Во-первых – форматы файлов пока что не совсем готовы. Если рассматривать MP3, то его контейнерная сущность слабо подходит к минимизации файлового числа. Максимум что можно выжать – это два файла – большой MP3 + CUE-sheet к нему(вариант нетривиальный и пахнущий самопальщиной). А также можно внутрь mp3 засунуть обложку, хотя можно также и отдельным файлом. Обычно практикуется распространение в виде кучи mp3. Есть варианты с m4b контейнерами (матрёшка, звуковой аналог MKV), которые по сути содержат звук в формате AAC и встроенное разбитие по главам – здесь действительно можно делать из одной книги один файл. Тем не менее последний формат особого развития пока не получил.
Во-вторых, софт, который воспроизводит книги, как правило, даже не догадывается что:
- проигрывать такие “альбомы” абсолютно запрещено в рандомном режиме – можно только подряд. Если в том же плеере слушать музыку в режиме рандом (как я практикую обычно), то надо не забывать переключать режим.
- выключение плеера означает, что информация о текущем фрагменте не сохраняется (равно как и вообще нет понятия “закладка”)– особенно неудобно, если книга поделена на большие фрагменты от получаса и больше. Здесь приходится запоминать место или просто не выключать плеер. Возможно именно поэтому некоторые книги делят на пятиминутные mp3-файлы.
В-третьих, в том виде, в каком обычно мне доставались книги – с тегами дело там обстояло по обыкновению не очень хорошо. А я люблю и уважаю грамотно расставленные теги, и не уважаю распостранителей, которые их не уважают.
Из последнего могу отметить:
- Олди – Путь меча – очень понравилось в комбинации книга+чтец
- Стругацкие – Хромая судьба – очень понравилось в комбинации книга+чтец
- Зотов – Апокалипсис – сама книга слабая, и чтецу её не выправить
- Белянин – Джек сумасшедший король – а эта книга вообще слаба, богата наваленными в кучу “приключениями” и бедна всем остальным. Мне даже было немного жаль актеров. Упаси меня боже ещё читать жвачку Белянина, дочитал исключительно для галочки.
- Пелевин – Шлем ужаса – действительно интересная книга, зачитываемая по ролям в очень звёздном составе – а именно Фомено, Володарский, Канделаки и другие. Здесь получилось не совсем однозначно… У меня сложилось впечатление дисгармонии такого состава. Нет органичности совмещения диалогов (просто несыгранность состава) в рамках короткости книги, а также вероятно просто разное восприятие самого текста. Тем не менее – спасибо и писателю и актёрам. Возможно попробую вкурить Чапаева того же автора, но в исполнении одного Скляра.
- Сапковский – Ведьмак – очень большой аудио-объём, в котором чтецы не вытягивают. Жаль. А ведь можно лучше. К Михаилу Позднякову долго привыкал, читает специфично. А в седьмом томе Людмила Солоха заваливает книгу ещё больше (особенно в части интонаций, ударений, иноязычных словофраз). А также есть сложные моменты вокруг смены сцен – практически отсутствуют паузы, поэтому иногда о смене сцены приходится догадываться (в книгах обычно соответствует этому пропуск или “три звездочки” ), а музыкальная “отбивка” есть только между треками. Тем не менее – спасибо, тем более что “нигде не купишь”.